Книги 2020
Mar. 8th, 2020 08:00 pm
1. Жозе Сарамаго "Двойник" — 7/10. В общем-то сюжеты никогда не были сильной стороной Сарамаго, у него вместо них вялотекущая масса по большому счёту и гораздо интереснее, когда он расписывает что-то глобальное, ну или по меньшей мере затрагивающее многих людей (см. "Перебои в смерти", "Слепота", "Воспоминания о монастыре"), нежели какие-то личные истории. А тут история сугубо личная, и хотя написана книга, как и все остальные, блестяще, она не зацепила. Мне гораздо интереснее было бы посмотреть, как тот же главный герой воплощал бы свою концепцию преподавания в школе истории в обратном порядке, нежели то, как он мечется из-за того, что обнаружил своего двойника. Наверное, под грудой унылой гадливости была закопана какая-то глубокая мысль, но мне не хочется её касаться.
2. Александр Беляев "Изобретения профессора Вагнера" (цикл) — 8/10. Профессор Вагнер — сумасшедший учёный как он есть, и к моменту, когда он живой мозг мертвеца пересаживает слону, это уже воспринимаешь как данность. Хотя самой занятной была, пожалуй, эпопея с изобретением таблеток от сна и усталости, даже не столько из-за собственно изобретения и того, как Вагнер в итоге сбежал, сколько из-за довольно правдоподобного изображения того, как подобное изобретение будет использоваться в капиталистическом мире (спойлер: богатые станут ещё богаче, а рабочему классу позволят хоть сколько-то часов не работать лишь потому, что кто-то должен покупать то, что производят капиталисты).
3. Александр Беляев "Звезда КЭЦ" — Слава КПСС/10. Умилительно утопичное описание работы международной космической станции в мире, где победил коммунизм. Сюжет есть только в первых главах и последних, остальное — по сути, детальные концепт-арты технологий будущего (естественно, с джетпаками). На самом деле, с сюжетом обидно получилось: завязка там многообещающая, да и с персонажам Беляев, как всегда, находит интересные ситуации, но увы. Я бы с удовольствием прочитала исключительно про то, как Тоня бегает за своим коллегой ради записей, которые ей нужны для завершения их совместного проекта, по всей галактике, а меланхоличный рассказчик таскается за ней и постоянно подписывается на адские экспедиции и проекты, потому что влюблён.
Ещё в том же сборнике было несколько рассказов, но запомнился только тот, в котором охотник выпустил пулю настолько быструю, что она начала кружиться по орбите, и никто не мог её остановить ("Охота на Большую медведицу"). Он забавный и короткий.
4. Александр Беляев "Небесный гость" — 5/10. Скажу честно: во многом было скучно потому, что мне не хватило воображения представить то, что описывал Беляев, особенно когда попёрли инопланетные пейзажи. Да и герои тут недостаточно упоротые. Словом, я очень плохо помню, что там вообще происходило. Но зато именно здесь промелькнула фраза — квинтэссенция сумасшедших учёных и причин, по которым я их люблю:
— Но ведь в таком случае маски только отсрочат нашу гибель на несколько часов! — не удержался Савич.
— И отлично. На несколько часов! За несколько часов можно сделать массу научных наблюдений и сообщить о них по радио на Землю.
5. Александр Беляев "Последний человек из Атлантиды" — 6/10. Казалось бы, история с заранее известным концом и аллегорией на Октябрьскую революцию не должна вызывать ничего, кроме скуки и смеха, но тем не менее под конец, когда началась собственно гибель Атлантиды и то, что было после этих катаклизмов, она меня раздавила, я плакала.
6. Douglas Preston, Lincoln Child "Crooked River" — 7/10. Развязка прямо ух, со времён трилогии Хелен мне этого ужасно не хватало, но увы, пришлось приложить немало усилий, чтобы до неё доползти. Отзыв.
7. Александр Беляев "Борьба в эфире" — 7/10. Под видом истории о попаданце в мир будущего, где преображённые эволюцией коммунисты борются с последним оплотом зла, мешающим всеобщему благоденствию (т.е. Америкой), Беляев впихивает столько идей изобретений, сколько смог. В итоге мы видим в произведении 1928-го года: мобильники, беспроводные наушники, видеоконференции, управляемые машинами склады (дозаказ необходимого также производится автоматически), которые по пневмопочте высылают любые заказы, экраны с тридэ-изображениями и много чего ещё. Из менее реалистичного, но более красивого с точки зрения метафоричности: Америка, в которой все более-менее состоятельные люди живут в одном гигантском городе-небоскрёбе, а рабочие рождаются, живут и умирают на заводах, на которых работают, многие даже неба за всю жизнь не видят, а часть сильно деградировала физиологически, став придатком машины, потому что как иначе найти работу.
8. Александр Беляев "Человек, потерявший лицо" — 9/10. Очень и очень занятная история о комике-уроде, который с помощью, по сути, генетической модификации решил стать красавцем. Занятная она не только из-за концепции, но и из-за того, куда сюжет поворачивает после преображения. Особенно внезапны для книжки 1929-го года были не только рассуждения о возможностях пластической хирургии и о том, имеет ли право человек свободно менять свою внешность, но и описание реалий Голливуда, которое стало только актуальнее в последние годы (талант и внешность сами по себе ничто, маркетинг — всё).
9. Александр Беляев "Легко ли быть раком?" — 4/10. В полном соответствии с Законом Беттериджа, ответ — нет. Рассказчик превратился в рака периода линьки, и ему ужасно не понравилось. Больше образовательная, нежели художественная зарисовка, поэтому прочла без интереса. Бианки FTW.
10. Густав Майринк "Голем" — чтоэтобыло/10. Книга из серии "нифига не понял, но красиво", сюжет тут такой, который любят критики, потому что можно долго распинаться о рефренах, символах, закольцованности, отсылках, вот этом вот всём. Мне это не особо интересно, не люблю, когда мне насильно впихивают в руки лопату, — предпочитаю бодро вести раскопки в произведениях, которые вообще об этом не просят. Но! Сумасшествие (хотя оно походит большей частью на запущенный невроз) описано хорошо, правдоподобно, атмосфера выдержана, в каждом эпизоде происходит что-нибудь безумное — читать интересно, короче говоря. Нужно будет собраться с мыслями и написать полноценный отзыв.